Время не стоит на месте. Соответственно, изменения идут везде и всюду. Управление страны решило отказаться от бумажных накладных и сделать всё в электронном формате. А это значит, что грузоперевозчики не будут совершать свои перевозки за наличные деньги, контролировать их будет дорожная полиция, которая будет отслеживать все движения коммерческих ТС согласно электронной базы данных. Однако такие перемены коснутся не всех, только сегмент малого и среднего бизнеса. Сей проект «Об утверждении изменений к Правилам перевозок грузов автомобильным транспортом в Украине» был обнародован 23 ноября. Однако произошел небольшой скандал и проект был переопубликован 29 ноября.

Чем поможет новый законопроект и его суть

Если опустить все детали, то закон имеет следующую суть: смена бумажной волокиты на электронную версию с цифровыми подписями. Как заверяют авторы, это нововведение создано для экономии 17 млрд. грн средств, что выделяются на изготовление бумаги. Казалось бы, безобидное желание экономии денежных средств и бумаги не может повлечь за собой каких-то непоправимых последствий, однако всё же может…

Накладные: до и после

Ранее ТТН заполнялись следующим образом:

  • Происходит загрузка товара, который должен сопровождаться расходной накладной с указанием стоимости груза, и товаротранспортной накладной, в которой указывается маршрут и конечная точка доставки товара;
  • Далее оформлялся второй документ. Он подтверждал нахождение товара в машине на законных основаниях;
  • После осуществления доставки покупатель подписывал накладную и проводил её в своей бухгалтерии.

Как будет:

  • Выписывается ТТН-ка и фиксируется в реестре, по аналогии с налоговой накладной. Только есть отличительная черта. ТТН необходимо зарегистрировать немедленно, никакого временного лага, как у налоговых накладных – нет;
  • В теории, уже в пути груз может проверить дорожная полиция. Проверка происходит через реестр, в котором указано, направление груза. Если в реестре груз не зарегистрирован, то у водителя могут быть проблемы, поскольку груз могут задержать «до выяснения обстоятельств», ещё и штраф могут выписать;
  • Когда груз доставлен, получатель закрывает доставку/ поездку.

Однако, невзирая на имеющиеся примечания к проекту был создан приказ в обновленной своей версии 2.0, где всё же разрешается использование одновременно электронной и бумажной ТТН. Но в документе указано, что на бумаге может быть только дубликат уже «засвидетельствованной» электронной версии, из чего следует, что она должна быть зарегистрирована при загрузке. И при этом ничто не мешает любознательным полицейским проверить ТТН в электронной базе с помощью личного смартфона, вдруг у перевозчика липовая накладная на руках?